2 недели тест-драйва клуба за 990руб
2 недели тест-драйва клуба за 990руб
MPHUB CLUB
Что такое фулфилмент: как выбрать оператора, как пользоваться услугами, плюсы и минусы
🕐 Время прочтения: 6 минут

Фулфилмент — что это такое,
как пользоваться услугами

Что такое фулфилмент: полный гайд от схем торговли и набора услуг до критериев выбора, преимуществ и рисков
В торговле на маркетплейсах есть несколько нюансов, один из которых — оферта. Ее условия меняются довольно часто. В этом документе содержатся тарифы, условия размещения товаров, сроки хранения, требования к упаковке и так далее. Даже при торговле только на одном маркетплейсе отследить и учесть все непросто.

Несоблюдение условий, в свою очередь, влечет за собой отказ в приемке товара, а это значит — заказ не доедет до покупателя.

Фулфилмент решает этот и множество других вопросов и сложных задач. Рассказываем, что это за комплекс услуг, как выбрать оператора и кому подходит такое решение.

Что такое фулфилмент

Само по себе определение означает выполнение заказа. Иными словами — полный комплекс работ от его обработки до вручения покупателю. Фулфилмент — это не только привлечение сторонних специалистов. но и комплекс услуг, которые оказывает маркетплейс. Иными словами, фулфилмент может быть организован торговой площадкой, сторонним оператором или самим продавцом. В зависимости от этого выделяют три основных схемы:
  • FBO. Последняя буква может быть заменена на первую в названии торговой площадки. По этой схеме все работы выполняет маркетплейс, продавец только упаковывает, маркирует и доставляет товары на склад. Однако даже при такой схеме часто требуется помощь специалистов, особенно на старте, когда еще нет четкого понимания, какие правила к упаковке есть у разных маркетплейсов или при большом объеме поставок, когда велик риск ошибки.
  • FBS. В этом случае продавец не только упаковывает и маркирует, но и хранит товары на собственном складе, а не на складах маркетплейса. Сотрудники торговой площадки только доставляют товар конечному покупателю. Это может быть как курьерская доставка, так и выдача на ПВЗ.
  • DBS. Система, при которой все виды операций выполняет только продавец, а маркетплейс выступает в качестве своеобразной витрины. Здесь селлеру потребуется не только самостоятельно обеспечить хранение и упаковку товаров, но и заручиться поддержкой логистической компании для доставки товаров покупателю. Такая схема в основном используется, когда у продавца есть оффлайн-магазин.
Как правило, услуги фулфилмент-центров используют при системе FBS. Однако и по DBS фулфилмент-операторы оказывают существенную поддержку продавцам, которые не хотят зависеть от комиссий и частой смены условий торговой площадки.

В чем преимущества фулфилмента для бизнеса и какие есть недостатки

Как и любая другая услуга, фулфилмент отличается не только весомыми преимуществами, но и определенными рисками и недостатками, которые важно учитывать. Хорошая новость в том, что в большинстве случаев можно самостоятельно настроить модель сотрудничества и выбрать только те услуги, которые вам действительно нужны.

Плюсы фулфилмента для бизнеса:
  • Не требует особых навыков и знаний. Настроить и оптимизировать процессы можно через личного менеджера. Достаточно просто обрисовать, что именно вам нужно, и оператор предоставит все необходимое. Самому разбираться во всех тонкостях не нужно.
  • Удобный документооборот. Все происходит в электронной форме, есть удобный личный кабинет, в котором оперативно отражаются все данные. Документы можно как загружать, так и выгружать, а также получать подробную статистику.
  • Доступная стоимость. Фулфилмент обходится дешевле собственного склада, а еще можно отказаться от услуг, которые вам не нужны, дополнительно сократив расходы.
  • Гарантия соблюдения сроков доставки. Фулфилмент помогает не только на старте, когда заказов мало, но и когда заказов много. В таком случае можно легко что-то забыть или не успеть, и заказ задержится. Помощь специалистов исключает такой вариант, сохраняя ваш рейтинг.
  • Безопасность товаров. Да, на склад нельзя просто прийти в любое время, но можно посмотреть видео или получить фотоотчет, а условия хранения точно соответствуют необходимому режиму.
  • Гарантия соблюдения требований маркетплейсов. Самостоятельно отследить все нововведения не так-то просто. Сотрудники фулфилмент-центра, в свою очередь, постоянно актуализируют данные. Даже если правила изменятся внезапно, ваши товары будут упакованы должным образом, и поставка не сорвется.
Какие недостатки и риски важно учитывать:
  • Сложно найти надежного посредника. Чтобы выбрать центр, который точно выполнит все обязательства и при этом не станет существенной статьей расходов, потребуется детально изучить отзывы и провести собственное расследование.
  • Нельзя проверить товары лично. Для тех, кто привык контролировать все лично, это может стать существенным недостатком.
  • Ошибки при комплектации и упаковке. Это человеческий фактор, который нельзя исключать при любой схеме торговли на маркетплейсе, даже при отгрузке с собственного склада. Такой риск существует всегда.
  • Иногда затраты превышают выгоду. Такое случается, если неправильно выбрать фулфилмент-центр или не рассчитать набор услуг.
Чтобы услуги фулфилмент-оператора помогли оптимизировать затраты и автоматизировать рутинные процессы, важно обращать внимание на перечень доступных услуг и репутацию фулфилмент-центра.

Какие услуги входят в понятие фулфилмента

Операторы оказывают полный комплекс услуг от обработки заказа до обработки возврата. Фактически селлер может поручить фулфилмент-центру абсолютно все задачи.

  • Обработка заказа. Для этого может быть произведена интеграция личного кабинета на маркетплейсе с личным кабинетом от фулфилмент-оператора. Все заявки будут обрабатываться автоматически, а данные о необходимом количестве товаров будут поступать на склад.
  • Подготовка к отгрузке и комплектация. Если торговля осуществляется со склада маркетплейса, сотрудники фулфилмент-центра подготовят товары к отгрузке, организуют упаковку и маркировку в соответствии с актуальными требованиями маркетплейса. При торговле по системе FBS в упаковку товара можно добавить рекламные буклеты или небольшие подарки для мотивации покупателей оставлять положительные отзывы.
  • Доставка на склад торговой площадки. При необходимости можно заказать транспортировку груза на склад силами фулфилмент-центра. В этом случае не придется дополнительно договариваться с логистической компанией и закладывать дополнительные расходы.
  • Хранение. Оператор размещает товары на складе на любой срок. Комиссии за превышение срока хранения, в отличие от маркетплейсов, на складах фулфилмент-центра не действуют. Поэтому в случаях, когда предугадать спрос непросто, выгоднее размещать товары на складах фулфилмент-центра.
Кроме того, посредник может взять на себя обработку возвратов. При необходимости товары могут быть отремонтированы и снова возвращены в оборот. Это снизит ваши издержки.

Автоматизация рутинных процессов, формирование отчетов, аналитика продаж, помощь в оформлении карточек товаров — все это услуги, которые могут быть оказаны дополнительно в зависимости от политики и компетенций фулфилмент-оператора.

Как выбрать фулфилмент-оператора
и как пользоваться его услугами

Выбрать надежного оператора не так просто, как может показаться на первый взгляд. На рынке сегодня множество компаний, и далеко не все они предоставляют действительно выгодный и надежный пакет услуг.

На что обратить внимание при выборе:
  • Выгода. Чтобы понять, насколько подходит вам предложение определенного центра, необходимо рассчитать юнит-экономику. Зная, сколько вы зарабатываете при продаже единицы конкретного товара, будет проще рассчитать выгоду предложения оператора.
  • Качество услуг. Особенное внимание следует уделить упаковке и доставке. Для этого необходимо изучить отзывы других продавцов.
  • Обработка возвратов. Не все подрядчики оказывают полный комплекс услуг в этом направлении. Иногда сроки оказываются растянуты или же каждый возврат оплачивается отдельно.
  • Требования оператора по габаритам товаров. Если вы продаете крупногабаритную продукцию, ограничения могут быть не только со стороны маркетплейсов. Иногда за превышение габаритов приходится платить отдельные взносы.
Что делать, когда оператор уже выбран:
  • Заключить договор и автоматизировать процессы. Часто интеграция происходит по API, и дополнительных действий не требуется. В CRM-системах отображаются все необходимые данные о каждом этапе товарооборота.
  • Передать груз. Делается это в соответствии с условиями оператора. Так, некоторые не принимают на хранение бытовую технику и мебель, другие — скоропортящиеся товары и продукты питания.
  • Организовать документооборот. Это означает, что оператор будет передавать вам накладные и другие отчетные документы в установленные сроки. Часто документы передаются в электронной форме.
Как правило, сотрудники фулфилмент-центра предоставляют детальные консультации по каждому этапу взаимодействия. Даже без должного опыта можно легко оформить договор и выбрать оптимальный набор услуг.

Заключение

Фулфилмент-оператор — посредник, который располагает собственными мощностями для решения любых задач по товарообороту с маркетплейсами. Складские услуги, упаковщики и маркировщики, транспорт, специалисты по ремонту товаров и многое-многое другое — все это можно заказать в комплексе или по отдельности.

При выборе фулфилмент-оператора важно внимательно изучать условия сотрудничества, а также отзывы других продавцов, чтобы избежать ошибок и лишних затрат.

Если вы не знаете, как выбрать надежного посредника и не понимаете, где искать, наши специалисты с обширным опытом с удовольствием помогут вам решить эту задачу. Сообщество селлеров — уникальный инструмент, который поможет разобраться и найти ответы на важные вопросы в работе с маркетплейсами.

Полезные статьи

Made on
Tilda