По системе FBO все операции по обработке и доставке заказа покупателю берет на себя маркетплейс. Это значит, что храниться продукция будет на складе торговой площадки.
В чем преимущества такого решения:
- Не нужно платить за аренду склада. Комиссия у каждого маркетплейса своя, причем тариф может зависеть и от региона, и от загруженности. На ВБ тарифы меняются динамически и внезапно, но в целом это все равно более доступно по стоимости, чем арендовать собственный склад и обслуживать его.
- Условия хранения точно соответствуют требованиям. Как маркетплейса, так и проверяющих организаций. Чем крупнее компания, тем чаще контролирующие органы организуют проверки. Поэтому можно быть уверенным, что условия хранения полностью соответствуют базовым требованиям, и ваши товары не испортятся из-за недобросовестности специалистов склада.
- Можно доставлять по всей России и за ее пределы. Если, конечно, такой вариант поддерживает маркетплейс. Вы можете организовать поставки на любой склад, в том числе — региональный или зарубежный, существенно расширив собственную зону присутствия и получив продажи там, где есть хороший спрос на продукцию при низком уровне конкуренции. Арендовать собственный склад в другом регионе или оплачивать дальнюю доставку не всегда рентабельно.
- Проще обрабатывать и доставлять заказы. Как правило, при поступлении заказа в систему маркетплейса, дальнейшие шаги предпринимаются в автоматическом режиме. Если на складе есть товар, его комплектуют, ставят в очередь доставки и транспортируют на ПВЗ. Достаточно просто поддерживать необходимое количество остатков и обновлять ассортимент.
- Брак можно утилизировать прямо на складе. И это будет намного дешевле, чем разбираться с ним самостоятельно.
Система FBO подходит для большинства продавцов, однако требует детальной аналитики. Важно рассчитывать поставки таким образом, чтобы товары хорошо распродавались и не задерживались на складе, иначе придется платить повышенную комиссию за хранение. Кроме того, важно избежать и другой крайности, когда товары заканчиваются. Например, на ВБ это чревато тем, что карточка пропадет из поиска по всем регионам, даже если товары закончились только на одном складе.
В чем недостатки хранения по системе FBO:
- Непрогнозируемая стоимость. Некоторые маркетплейсы меняют тарифы по своему усмотрению. Из-за этого сложно заранее рассчитать расходы селлера на хранение товара и другие операции торговой площадки. Без детального расчета расходов трудно подсчитать юнит-экономику и скорректировать стратегию продаж.
- Штрафы. При хранении товара на складе маркетплейса можно получить штраф за превышение срока хранения и даже несоответствия габаритным размерам. Последнее характерно для ВБ: сотрудники складов проводят собственные измерения, и, если результаты не соответствуют заявленным продавцом (а так обычно и бывает), назначается штраф около 10 тысяч рублей за единицу товара. Не самое выгодное предложение.
- Человеческий фактор. Вы не можете повлиять на выбор персонала, который будет работать с вашими товарами. Многие маркетплейсы стремятся сэкономить на сотрудниках склада и нанимают низкоквалифицированных специалистов, многие из которых выполняют свою работу откровенно плохо. В результате возникают ошибки, в которых покупатели винят продавца, что сказывается на рейтинге.
- Общие риски. В последнее время участились случаи, когда на складах маркетплейсов возникает чрезвычайная ситуация. Затопление, пожар — все это если не приводит к полной порче товаров, то часто приводит к кражам: в суматохе вынести продукцию проще простого, а найти виновника невозможно.
Система FBO незаменима при высоких оборотах, когда нужно поставлять крупные партии на разные склады по всей стране. Чаще всего такой схемой пользуются юридические лица. ИП предпочитают совмещать разные схемы. Для самых ходовых товаров можно использовать FBO, а другие — реализовать по системе FBS.