2 недели тест-драйва клуба за 990руб
2 недели тест-драйва клуба за 990руб
MPHUB CLUB
Что такое кросс-докинг: на каких маркетплейсах работает, кому подходит, какие есть ограничения
🕐 Время прочтения: 3 минуты

Кросс-докинг: что это такое

Кросс-докинг — это схема доставки, при которой значительно сокращается хранение на складе. Рассказываем, в чем плюсы и минусы, какие есть ограничения и как понять, подходит ли схема вам
В логистике существует множество способов доставки товаров. При торговле на маркетплейсе особенно важно выяснить, где они будут хранится. Далеко не всегда выгодно размещать товары на складе торговой площадки.

Иногда возможности доставить на конкретный склад и вовсе нет. В таком случае подключается такая услуга как кросс-докинг, когда товары доставляются покупателю практически напрямую в зависимости от условий конкретного маркетплейса, минуя стадию длительного хранения. Рассказываем, как работает эта система.

Как работает кросс-докинг

На Озон кросс-докинг — это доставка товаров не на склад, а на точку приема поставки, после чего сотрудники маркетплейса самостоятельно забирают товары и доставляют на склад или сразу покупателю.

На Яндекс Маркет под кросс-докингом чаще понимается прямая доставка товаров от продавца покупателю, однако действуют и аналогичные схемы по доставке продукции на промежуточную точку приема.

Фактически кросс-докинг подразумевает отказ от длительного хранения на складе. Вместо этого товары доставляются ускоренным способом при помощи быстрой перегрузки и оптимизации логистической цепочки. Реализация у каждого маркетплейса работает по-своему, комиссии также рассчитываются индивидуально.

В каждом случае процесс включает в себя такие этапы как:
  • Получение товара. Приемка может осуществляться селлером как на собственном или арендованном складе, так и в специальном центре, если такой есть у производителя.
  • Предпродажная подготовка. На этом этапе селлер проверяет качество, производит упаковку по правилам маркетплейса, маркирует и сортирует товары для дальнейшей отправки.
  • Перегрузка. Сразу же после этого продукция отправляется на точку, которую продавец выбирает совместно с представителями маркетплейса или напрямую покупателю.
Кросс-докинг хорошо работает при реализации товаров с ограниченным сроком годности или высокой оборачиваемостью. Кроме того, такой вариант выбирают, когда трудно организовать удобную логистику в другой город или регион: товары отправляются на точку приема, а далее маркетплейс самостоятельно решает логистические задачи.

Преимущества системы кросс-докинг для селлеров на маркетплейсах

Есть несколько весомых плюсов, которые делают такую систему по-настоящему выгодной для многих продавцов:
  • Быстрая доставка. Товары не застревают на промежуточных складах, а практически сразу направляются к покупателю. Это мощное конкурентное преимущество.
  • Сокращение стоимости логистики. Не нужно арендовать крупные складские помещения и оплачивать услуги обслуживающего персонала, так как организовать доставку можно практически сразу же после получения поставки от производителя.
  • Улучшение качества сервиса. Чем меньше промежуточных этапов у процесса доставки, тем меньше вероятность совершения ошибки со стороны персонала. Товар доставляется быстрее и реже повреждается в пути.
Кроме того, применение технологии позволяет получить максимально прозрачную цепочку доставки с четкими инструментами отслеживания. Современные методы позволяют автоматизировать процессы и осуществить полноценную интеграцию с большинством систем, что максимально упрощает использование такой схемы.

Недостатки системы кросс-докинг

У каждой схемы доставки есть не только плюсы, но и минусы, и кросс-докинг — не исключение:
  • Трудно организовать. Такая система требует безупречного взаимодействия между всеми участниками цепочки. Вам нужен надежный поставщик, который не сорвет сроки поставки, наличие технической возможности со стороны маркетплейса, а также обученный персонал, который умеет работать именно по этой системе доставки.
  • Есть ограничения. По такой схеме можно доставлять не каждый тип продукции. Хрупкие товары не подходят, так как в процессе их могут повредить или разбить.
  • Не везде работает. При доставке на крупные расстояния требуются более продуманные логистические схемы. Кросс-докинг лучше работает в пределах одного города или области, чем в пределах разных регионов.
  • Зависимость от сторонних факторов. Это могут быть как погодные условия, так и другие внешние факторы, оказывающие влияние на скорость доставки. Кроме того, продавец всегда зависит и от условий маркетплейса, которые могут стать менее выгодными в самый неподходящий момент.
  • Высокая стоимость. В некоторых случаях вложения в организацию такой системы оказываются более внушительными, чем итоговая выгода. Необходимо инвестировать в автоматизацию процессов и обучение персонала.
Система кросс-докинг хорошо подходит для тех, у кого есть оффлайн-точки продаж, где можно подготовить товары к дальнейшей транспортировке или вовсе сократить цепочку поставок, исключив из нее сотрудников маркетплейса. Такая система уже работает на Озон и Яндекс Маркет: торговая площадка в этом случае выступает только как витрина.

Что нужно для организации системы кросс-докинг

У каждого маркетплейса собственные инструменты реализации такой схемы. Ознакомиться с ними можно в условиях оферты или договора о сотрудничестве.

Какие требования должны быть выполнены в любом случае:
  • Настройка TMS, системы управления транспортом. Это может быть как надежный договор как с маркетплейсом, так и с транспортной компанией, так и другие способы реализации. Главное, чтобы была возможность четко соблюдать сроки перегрузки товаров без задержек.
  • Внедрение инструментов автоматизации. Сканирование штрих-кодов, автоматические конвейерные системы — все это позволяет ускорить обработку и комплектацию заказов, а также погрузку для дальнейшей доставки.
  • Наличие как входящего, так и исходящего терминала на складе. У некоторых поставщиков есть такая возможность, что существенно облегчает процесс погрузки и транспортировки.
Кроме того, в некоторых случаях требуется внедрение дополнительных интеллектуальных систем для сортировки и комплектации товаров.

Подведем итоги

Система кросс-докинг позволяет значительно ускорить доставку в пределах города или области, упростив взаимодействие с маркетплейсом и исключив длительное хранение на промежуточных складах. Такая схема подходит не для всех селлеров и не для всех товаров. Чаще всего выгоднее выбрать систему DBS, когда продавец доставляет товар напрямую.

Не знаете, подходит ли кросс-докинг в вашем случае? Клуб селлеров поможет во всем разобраться. Пользуйтесь нашей базой знаний и не стесняйтесь обращаться за помощью к более опытным продавцам.

Полезные статьи

Made on
Tilda