2 недели тест-драйва клуба за 990руб
2 недели тест-драйва клуба за 990руб
MPHUB CLUB
Схемы доставки на маркетплейсах: FBS, FBO, DBS, экспресс, самовывоз
🕐 Время прочтения: 4 минуты

Схемы доставки на маркетплейсах

Все схемы доставки на маркетплейсах: преимущества и недостатки, как выбрать, кому подходят: FBS, FBO, DBS, экспресс, самовывоз
Чтобы торговать на любом маркетплейсе, еще на этапе регистрации в качестве селлера потребуется выбрать подходящую систему доставки. Вовсе не обязательно доверять абсолютно все операции торговой площадке. Если у вас есть надежный партнер или собственные мощности, можно максимально сократить взаимодействие с маркетплейсом, а значит — и общий процент комиссий.

У каждой схемы доставки есть как хорошие, так и не самые удобные стороны. Поэтому внимательно изучать все детали рекомендуется еще до старта продаж. Впрочем, вы всегда можете изменить схему доставки или вовсе комбинировать сразу несколько. Например, если торгуете разными типами товаров, которые требуют разных условий хранения или подпадают под ограничения маркетплейса.

Разбираемся во всех тонкостях каждого способа и рассказываем, как сделать выгодный выбор.

FBS: доставка с вашего склада

По такой схеме хранение осуществляется на собственном складе селлера. При поступлении заказа товары собирают, упаковывают и доставляют на склад маркетплейса, откуда они поступают в установленный срок на пункт выдачи или доставляются курьером покупателю.

Преимущества:
  • не придется оплачивать хранение на складе маркетплейса, а также платить комиссию за превышение срока хранения, если товар плохо распродается;
  • продукция всегда в вашем распоряжении, и вы можете реализовать ее через любые каналы продаж без оформления возврата со склада;
  • вы можете реализовать товары в разных регионах без привязки к конкретному складу маркетплейса;
  • при этом собственная логистическая служба или договор с транспортной компанией не требуются;
  • можно быстро протестировать разные гипотезы и спрос на новые товары.

Недостатки:
  • за доставку покупателю со склада маркетплейса все равно надо платить;
  • необходимо найти подходящий склад и заключить договор аренды либо обратиться в фулфилмент-центр;
  • необходимо более детально прорабатывать логистику и график поставок на склад маркетплейса, чтобы уложиться в сроки доставки каждого заказа;
  • некоторые виды продукции все равно нельзя продавать, если их не принимают на складах маркетплейса.

Кому подходит:
  • селлерам, которые только выходят на рынок;
  • если вы тестируете спрос;
  • селлерам, которые располагают собственным складом и штатом упаковщиков, но не хотят искать логистическую компанию;
  • при торговле сразу на нескольких маркетплейсах.
По такой схеме оплата маркетплейсу происходит за базовые услуги: эквайринг, доставку до покупателя и размещение на самом сайте. Стоимость услуг может выражаться в процентах с продаж или быть фиксированной в зависимости от условий оферты.

FBO: доставка со склада маркетплейса

Ключевое отличие этой системы в том, что торговая площадка берет на себя не только доставку, но и хранение ваших товаров. Это значит, что продукция в определенном количестве поступает на склад согласно графику поставок, размещается на хранение, а затем сотрудники маркетплейса самостоятельно собирают, упаковывают и доставляют товары покупателям по мере поступления заказов.

Плюсы:
  • собственный склад не требуется;
  • не нужно заключать договор со службами доставки и транспортными компаниями;
  • возможна доставка не только по территории РФ, но и за рубеж, если маркетплейс поддерживает такую опцию;
  • в ряде случаев экономически выгоднее.

Минусы:
  • товары, размещенные на складе, можно вернуть, но за деньги, поэтому чаще получается, что продукция остается «замороженной» и привязанной к конкретному складу, больше нигде ее продать нельзя;
  • по этой схеме принимаются к реализации не все товары, перечень «запрещенки» уникален для каждого маркетплейса;
  • схема подходит далеко не всем селлерам;
  • за хранение все равно надо платить, а еще доплачивать, если товар не распродали в указанный срок, при низкой маржинальности товара вся выручка может уйти на оплату хранения;
  • за доставку покупателю также придется платить комиссию;
  • необходимо тщательно рассчитать график и объем поставок, а также оформить большое количество документов, а при минимальных недочетах партию груза могут не принять.

Когда подходит такая система:
  • при реализации товаров с высокой оборачиваемостью;
  • при отсутствии собственного склада;
  • если вас устраивают регионы присутствия маркетплейса;
  • если вы соответствуете требованиям площадки для этой схемы доставки;
  • если вы не хотите искать собственных исполнителей для выполнения отдельных этапов доставки товаров покупателю.

При такой схеме оплата в разных маркетплейсах может различаться. Чаще всего комиссия начисляется за хранение товара, сборку и комплектацию, доставку до ПВЗ или курьерской службой. Также могут назначаться комиссии за размещение, проведение платежей и многое другое.

DBS: все этапы доставки выполняются продавцом

По такой схеме маркетплейс выступает лишь в качестве своеобразной витрины, а продавец хранит и доставляет товары полностью самостоятельно. Свободы по такой системе больше: можно доставлять крупногабаритные товары, которые обычно не принимают для хранения и доставки. А еще можно вкладывать небольшие подарки в упаковку и мотивировать покупателей оставлять положительные отзывы.

Преимущества:
  • не нужно разрабатывать график поставок на склады;
  • один и тот же товар можно продавать на разных маркетплейсах;
  • не нужно соблюдать требования площадок по упаковке и маркировке;
  • все товары в вашем распоряжении, и вы можете продавать их, когда и где угодно;
  • продавать можно все, что не запрещено законом, без дополнительных ограничений;
  • можно доставлять товары, куда хотите;
  • выбрать подрядчиков можно самостоятельно, в том числе — сформировать собственный штат.

Недостатки:
  • все задачи необходимо решать самостоятельно, включая комплектацию заказа и доставку до двери;
  • чаще всего по такой схеме торговля на маркетплейсах обходится дороже всего, так как вместо небольшой комиссии продавец оплачивает полный цикл доставки подрядчику по прайсу;
  • не всегда есть возможность доставлять по всей России;
  • не все маркетплейсы поддерживают такую систему;
  • необходимо не только следить за соблюдением сроков, но и самостоятельно синхронизировать данные и отслеживать остатки;
  • необходимо самостоятельно обрабатывать возвраты.

Кому подходит:
  • тем, у кого есть собственный штат для реализации полного цикла доставки;
  • тем, кто хочет расширить зону присутствия и привлечь новых клиентов в оффлайн-магазины;
  • тем, у кого есть возможность организовать собственную доставку;
  • тем, кто работает как самозанятый;
  • тем, кто продает товары, которые маркетплейс не принимает к доставке по другим схемам.

Несмотря на то, что все задачи вы решаете самостоятельно, платить маркетплейсу все равно придется. Как правило, это комиссия за размещение, проведение оплаты, в некоторых случаях — даже за оформление заказа.

Самовывоз от Мегамаркет

Пока такая система продаж работает только в этом маркетплейсе. Принцип похож на DBS, однако в этом случае продавец не доставляет товар до двери своими силами, а выдает в собственном оффлайн-магазине. Как правило, максимальное время подготовки товара к выдаче составляет около двух часов.

Особенности системы:
  • Подходит, если у вас есть оффлайн-точка продаж или розничная сеть.
  • Есть возможность продавать любые товары.
  • Подходит для реализации хрупких и дорогостоящих товаров.
  • Есть возможность реализовать допродажи.

По этой схеме торговли необходимо оплатить комиссию за совершение сделки и проведение платежей. Дополнительно можно принять участие в программе лояльности.

Доставка за час

Такая система есть не на каждом маркетплейсе. Сегодня с экспресс-доставкой работает Озон и Яндекс Маркет.

В чем особенности:
  • Озон дает полчаса на обработку и сборку заказа, Яндекс Маркет — от 10 минут до часа.
  • Продавец самостоятельно упаковывает посылку и передает ее курьеру маркетплейса.
  • Оптимальная система для тех, кто торгует продуктами питания, живыми цветами и другой продукцией, которую можно быстро собрать и передать курьеру, но нельзя хранить на складе.

По такой системе оплата осуществляется за размещение на сайте, доставку покупателю и эквайринг.

Как выбрать схему доставки на маркетплейс

При выборе подходящей системы необходимо ориентироваться как на типы товаров, которые вы планируете реализовать через торговую площадку, так и на собственные возможности. Некоторые виды систем подразумевают дополнительные расходы на организацию собственных систем хранения и логистики: если у вас их еще нет, то и тратиться на них на старте бизнеса не имеет смысла.

В каждой системе есть как плюсы, так и минусы, поэтому сделать выбор без должного опыта может быть непросто. Наш клуб единомышленников и опытных селлеров с удовольствием поделится опытом и расскажет, как сориентироваться в многообразии предложений и не упустить выгоду в конкретном случае.

Полезные статьи

Made on
Tilda