2 недели тест-драйва клуба за 990руб
2 недели тест-драйва клуба за 990руб
MPHUB CLUB
Кто может торговать на маркетплейсах: самозанятые, ИП, ООО, плюсы и минусы, как выбрать
🕐 Время прочтения: 4 минуты

Кто может торговать на маркетплейсах

Кто может торговать на маркетплейсах: все о формах организации бизнеса, преимущества и недостатки, советы по выбору
Сегодня продавать товары на самых крупных торговых площадках можно при любой форме организации бизнеса, обязательная регистрация хотя бы ИП не требуется. Однако для каждого вида селлера действуют собственные ограничения и рекомендации.

Так, самозанятые не могут продавать товары, к созданию которых они не приложили рук, а годовой доход не должен превышать 2,4 млн рублей. ИП не могут продавать товары под собственным товарным знаком, только по соглашению с производителем. ООО не имеет никаких ограничений, но это преимущество компенсируется существенным недостатком: большим количеством финансовой отчетности.

Рассказываем, чем отличается каждая форма организации для торговли на маркетплейсах.

Зачем вообще мучиться с выбором формы регистрации

Чтобы выйти на маркетплейс, в любом случае придется зарегистрировать бизнес. Вопрос в том, как это повлияет на последующие продажи и какие проблемы решит, а какие — добавит.

Что зависит от выбранной формы организации:
  • набор документов;
  • сумма, необходимая для старта;
  • скорость регистрации;
  • сумма налогов и сборов;
  • финансовая отчетность;
  • форма ответственности за нарушения, включая размер штрафов.

Кроме того, для некоторых форм организации недоступны выгодные кредиты для уверенного старта. А еще не получится продать бизнес, если что-то пойдет не так. Поэтому важно детально взвесить все плюсы и минусы, и только потом регистрироваться в налоговой. Если не знаете, как правильно выбрать, не стесняйтесь пользоваться помощью более опытных коллег или специалистов.

Как самозанятым продавать на маркетплейсах

Самозанятые платят только налог на профессиональный доход. Формой регистрации бизнеса самозанятость называют лишь условно. На деле это особый режим налогообложения физического лица.

На маркетплейсе самозанятый может продавать только два типа товаров:
  • изготовленный своими руками;
  • усовершенствованный.
Что это значит: вы не можете продать пальто от любого бренда на самозанятости. Но можете расшить его бисером, дополнить аксессуарами или украсить вышивкой — и вот уже это ваше авторское творение, и вы можете его продавать. Хорошо продаются изделия ручной работы: бижутерия, предметы декора и так далее.

Сегодня самозанятые могут торговать практически на любом маркетплейсе, однако для них действуют не все схемы сотрудничества. Иногда работает только FBS или другие схемы, предложенные маркетплейом.

Плюсы такой формы регистрации:
  • стартовать на любой торговой площадке можно всего за несколько минут;
  • минимальный пакет документов;
  • отдельный счет не нужен;
  • не надо предоставлять отчеты в налоговую, только зарегистрироваться в приложении;
  • продавать можно, продолжая работать по договору;
  • если продаж нет, платить налоги не нужно.

Недостатки:
  • нельзя перепродавать чужие товары, не внеся в них существенные изменения;
  • нельзя продавать товары, которые подлежат обязательной сертификации;
  • нельзя превышать уровень дохода в 2,4 млн рублей;
  • нельзя привлекать помощников.
Такой вариант бизнеса больше всего подходит для тех, кто хочет монетизировать хобби. Во всех остальных случаях лучше выбрать другую форму организации.

Зарегистрировать самозанятость очень легко. Это можно сделать через приложение банка, в системе «Мой налог» или через портал Госуслуг. Чаще всего, для регистрации требуются только паспортные данные и ИНН, в отдельных случаях понадобится предоставить фото.

Как продавать на маркетплейсах индивидуальным предпринимателям

Эта форма организации используется чаще всего. Выбирать для реализации можно любую продукцию, уровень заработка не ограничен (за исключением УСН, в этом случае действует лимит в 188,5 млн рублей в год), а регистрация занимает совсем немного времени.

Индивидуальный предприниматель — тоже физическое лицо, но с более широкими возможностями. Например, можно нанимать сотрудников.

Основные преимущества ИП для торговли на маркетплейсах:
  • при наличии электронной подписи не надо никуда ходить, зарегистрировать бизнес можно в режиме онлайн;
  • можно сформировать собственный штат сотрудников;
  • к реализации разрешены любые товары, не запрещенные законодательством;
  • можно перепродавать товары любых производителей;
  • бухгалтер не требуется, так как отчетность минимальна;
  • минимальное количество проверок;
  • можно совмещать различные виды предпринимательской деятельности;
  • есть возможность ликвидировать бизнес в сжатые сроки.

Недостатки:
  • нужен пакет документов;
  • надо заполнять декларации, финансовые отчеты, оплачивать страхование;
  • надо открыть специальный расчетный счет;
  • если нарушить обязательства по кредитам, будут забирать личное имущество;
  • даже при отсутствии продаж придется платить страховку как минимум за себя.
Зарегистрироваться нетрудно. После открытия счета в любом банке достаточно посетить офис налоговой и подать заявление на регистрацию. Также можно сделать это онлайн, если есть электронная подпись.

Обратите внимание: для ИП необходимо выбрать ОКВЭД. В данном случае это код 47.91, который соответствует реализации товаров в онлайн-формате. По умолчанию назначается общий режим налогообложения. Если вы хотите выбрать упрощенку, это необходимо сообщить сотруднику налоговой при оформлении или указать при заполнении заявления онлайн.

Как торговать на маркетплейсе юридическому лицу

ООО отличается от ИП тем, что по кредитным обязательствам отвечает не личным, а служебным имуществом. Это компания, которая может не только перепродавать, но и производить различную продукцию. Ответственность ООО не распространяется за пределы уставного капитала и имущества. Иными словами, с вас не смогут взять больше, чем есть у компании: личное имущество в безопасности.

ИП — это в большинстве случаев человек. ООО — это всегда организация. Для торговли на маркетплейсах нет смысла регистрировать компанию, если только речь не идет о производителе или масштабировании бизнеса для выхода на новые рынки. Но во втором случае речь уже идет о перерегистрации.

Преимущества юридического лица для маркетплейсов:
  • при отсутствии продаж налоги не платят;
  • если нужно, бизнес можно быстро продать;
  • чаще одобряют кредиты;
  • проще найти инвестора или партнера;
  • не придется отдавать собственное имущество кредиторам.

Недостатки:
  • очень много документов для регистрации бизнеса;
  • за любые нарушения придется заплатить в десять раз больше, чем ИП;
  • постоянные проверки;
  • свободно тратить полученные деньги не получится;
  • сложно просто закрыть бизнес, проще продать.
Юридическое лицо позволяет торговать на любой площадке любыми товарами, не запрещенными законодательством. Однако налоговая отчетность настолько строгая и суровая, что зачастую все преимущества ООО перекрываются дополнительными обязательствами. Кроме того, для открытия нужен уставной капитал, и стартовать полностью с нуля не получится.

Зарегистрироваться также можно как при личном посещении налогового органа, так и в режиме онлайн.

Подведем итоги

Сегодня на маркетплейсах можно торговать при любой форме организации, от самозанятости до юридического лица. Самая распространенная форма для продаж на любой торговой площадке — ИП. Самозанятые ограничены необходимостью прикладывать руку к созданию товара, а юридическим лицам приходится готовить слишком много отчетности, при небольших оборотах регистрация ООО не имеет смысла.

Не знаете, что выбрать, самозанятость или ИП? Сомневаетесь, стоит ли открывать ООО, хотя бизнес пошел в гору? Пользуйтесь базой данных нашего клуба селлеров или обращайтесь за помощью к более опытным коллегам по цеху. Это бесплатно: поделимся опытом и поможем избежать ошибок.

Полезные статьи

Made on
Tilda